Формирование грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речиВ средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе, и имеет непреходящее значение для всего последующего речевого развития детей.

Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно. Игры с грамматическим содержанием как часть занятия проводятся дважды в месяц, а вне занятий (во второй половине дня) - еженедельно.

Наряду с уже известными в средней группе проводят новые игры и игровые упражнения: "Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?" (упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных), "Поручения" (образование форм глаголов повелительного наклонения), "Магазин" (употребление названий предметов посуды), "Вы хотите? - Мы хотим" (спряжение глагола хотеть) и т. д.

Педагог подбирает материал для игр таким образом, чтобы дети на интуитивном уровне могли уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы - полов, столов, но стулья, деревья - стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но материал к занятиям подбирается с их учетом. Так, после неоднократного проведения игры "Магазин", в которой детей учили разным способам образования названий предметов посуды (сахарница, салатница, но солонка, масленка и т. п.), воспитатель обобщает: "Не все предметы посуды называются похоже".

В средней группе проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения "Загадка" воспитанники при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов ("Отгадайте, о ком эти слова - о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?" и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в результате получили образец правильной речи ("О щенке скажем - веселый, о собаке - веселая. Веселая щенок - нельзя сказать").

Воспитатель должен дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (нарисуй, ляг, поскачи, спой и т. д.), педагог добивается, чтобы речь детей была правильной. Для этого он предлагает ребятам несколько раз произнести слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре "Мишка, сделай!" мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребенок ошибся, мишка не исполняет просьбу. В игре "Чей домик?" двери домика откроют, если сказать правильно: "Пришла лошадка"; "Пришел медведь". В начале года проводят упражнения, в которых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого) наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями одного или нескольких детенышей ("Покажи, где утенок, а где утята"). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи. Эта задача ставится позже.

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Этому способствуют проблемные вопросы: "Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?"; "Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?" и др. Большое значение для обогащения речи простейшими видами сложносочиненных и сложноподчиненных предложений имеют те формы деятельности детей, в которых они заимствуют образцы речи взрослого: заучивание потешек, чистоговорок, пословиц, загадывание загадок, инсценирование литературных произведений, игры-драматизации по сказкам ("Репка", "Рукавичка", "Лиса и заяц", "Колобок", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Зимовье" и др.). Для того чтобы дети активно использовали усвоенные умения строить предложения в связной речи, следует организовывать специальные дидактические игры ("Магазин игрушек", "Киоск открыток", "Музей посуды", "Выставка картин"), вечера сказок (рассказывание детьми сказок по собственному выбору), вести альбомы детского словесного творчества. Ситуация, в которой ребенок диктует свой рассказ для записи, способствует активизации в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Такие записи делаются при индивидуальной работе с детьми после занятий.

Приятного Вам аппетита!

Версия для печати

Лучшее
Опорные плиты - как выбрать
Выбор опорных плит на fast-grupp.ru важен для обеспечения надежности и устойчивости конструкции здания. Опорные плиты, как правило, применяются в фундаменте здания для передачи нагрузок от сооружения ...
Раковина из речного камня
Раковины из речного камня - это еще один прекрасный вариант для создания уникального и стильного интерьера в ванной комнате или туалете. Речной камень обладает своими особенностями и преимуществами, к...
Квадрокоптер DJI Air 3 Fly More Combo (DJI RC 2)
Квадрокоптер (или дрон) - это беспилотный летательный аппарат с четырьмя винтами. Он управляется с помощью радиоуправления или автопилота, что позволяет использовать его для различных целей, таких как...
Виды качественного отопительного оборудования
Качественное отопительное оборудование играет важную роль в обеспечении комфорта и эффективного отопления зданий. Вот несколько распространенных видов качественного отопительного оборудования на сайте...
Раковина из цельного камня
Раковина из цельного камня, также называемая интегральной или монолитной раковиной, представляет собой изделие, изготовленное из специального материала, который сочетает в себе натуральные минеральные...
Корейская косметика оптом в Москве
Некоторое время назад корейская косметика не особо была известна. В наши дни она активно вымещает популярные европейские бренды. Во многом это произошло благодаря приобретенной репутации. Косметика эф...
Волосы для наращивания: все, что нужно знать
Наращенные волосы являются актуальным трендом.  Мода на них не проходит: разрабатывается новые методики, появляются инновационные материалы....
Какие ингредиенты нужны для мыловарения
Сейчас мыло можно варить дома. Эта деятельность стала для многих захватывающим хобби. Такое занятие полезно для домашнего хозяйства и может приносить дополнительный доход. Чтобы сварить дома мыло нужн...
Психологическая помощь детям и подросткам
  У всех детей изменения настроения и поведения происходят по-разному: хохотушка и болтушка напрочь отказывается веселиться и разговаривать, добрый весельчак становится злым, маленький вояка начинает...
Иммунитет и иммунная система человека
  Иммунитет и иммунная система человека – важнейшая составляющая человеческого организма, противостоящая болезням и сражающаяся с различными вирусами, попадающими в организм. При частых путешествиях, ...
На правах рекламы:

Питание
Секреты
  • » Советы по кулинарии
  • » Этикет
  • » Кухни мира
  • » Таблица мер и весов
Разное

© Кулинарный портал фото и видео рецептов.
Продвижение - Garin Studio