Формирование грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речиВ средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе, и имеет непреходящее значение для всего последующего речевого развития детей.

Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно. Игры с грамматическим содержанием как часть занятия проводятся дважды в месяц, а вне занятий (во второй половине дня) - еженедельно.

Наряду с уже известными в средней группе проводят новые игры и игровые упражнения: "Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?" (упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных), "Поручения" (образование форм глаголов повелительного наклонения), "Магазин" (употребление названий предметов посуды), "Вы хотите? - Мы хотим" (спряжение глагола хотеть) и т. д.

Педагог подбирает материал для игр таким образом, чтобы дети на интуитивном уровне могли уловить грамматическое правило, например правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы - полов, столов, но стулья, деревья - стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но материал к занятиям подбирается с их учетом. Так, после неоднократного проведения игры "Магазин", в которой детей учили разным способам образования названий предметов посуды (сахарница, салатница, но солонка, масленка и т. п.), воспитатель обобщает: "Не все предметы посуды называются похоже".

В средней группе проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Например, в процессе упражнения "Загадка" воспитанники при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов ("Отгадайте, о ком эти слова - о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?" и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно когда они даются впервые. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в результате получили образец правильной речи ("О щенке скажем - веселый, о собаке - веселая. Веселая щенок - нельзя сказать").

Воспитатель должен дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Например, обучая дошкольников образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (нарисуй, ляг, поскачи, спой и т. д.), педагог добивается, чтобы речь детей была правильной. Для этого он предлагает ребятам несколько раз произнести слова в правильной форме. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре "Мишка, сделай!" мишка понимает, когда дети говорят правильно, а когда ошибаются. Если ребенок ошибся, мишка не исполняет просьбу. В игре "Чей домик?" двери домика откроют, если сказать правильно: "Пришла лошадка"; "Пришел медведь". В начале года проводят упражнения, в которых дети учатся правильно соотносить (при восприятии речи взрослого) наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями одного или нескольких детенышей ("Покажи, где утенок, а где утята"). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи. Эта задача ставится позже.

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляется в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Этому способствуют проблемные вопросы: "Почему воробей спокойно клюет хлеб из собачьей миски и не улетает?"; "Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?" и др. Большое значение для обогащения речи простейшими видами сложносочиненных и сложноподчиненных предложений имеют те формы деятельности детей, в которых они заимствуют образцы речи взрослого: заучивание потешек, чистоговорок, пословиц, загадывание загадок, инсценирование литературных произведений, игры-драматизации по сказкам ("Репка", "Рукавичка", "Лиса и заяц", "Колобок", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Зимовье" и др.). Для того чтобы дети активно использовали усвоенные умения строить предложения в связной речи, следует организовывать специальные дидактические игры ("Магазин игрушек", "Киоск открыток", "Музей посуды", "Выставка картин"), вечера сказок (рассказывание детьми сказок по собственному выбору), вести альбомы детского словесного творчества. Ситуация, в которой ребенок диктует свой рассказ для записи, способствует активизации в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Такие записи делаются при индивидуальной работе с детьми после занятий.

Приятного Вам аппетита!

Версия для печати

Лучшее
Поиск надежного аллергоцентра в Алматы: гид по оценке и выбору
Аллергия – распространенное заболевание, вызывающее раздражающие симптомы и влияющее на качество жизни. Поиск квалифицированного аллерголога и надежного аллергоцентра в Алматы имеет решающее значение...
Найти опытного гинеколога в Алматы: советы и рекомендации
Женское здоровье является крайне деликатной и важной темой, поэтому выбор квалифицированного и опытного гинеколога имеет первостепенное значение. В Алматы располагается множество медицинских учрежден...
Цены на кондиционеры: что нужно знать перед покупкой
В наше время кондиционеры стали не просто роскошью, а необходимостью. Особенно в теплое время года, когда жара делает жизнь трудной и неуютной. Однако, с чем сталкивается большинство покупателей? Коне...
Поклейка обоев в Липецке - выбор, этапы и советы по отделке
Поклейка обоев — это популярный способ быстро и красиво обновить интерьер, придав комнате свежий и стильный вид. В Липецке существует множество мастеров и компаний, готовых предложить услуги по оклейк...
Купить мармелад оптом - особенности выбора и выгоды покупки
Мармелад — это один из самых популярных и любимых кондитерских изделий как среди детей, так и взрослых. Его яркие цвета, нежная текстура и разнообразие вкусов делают его отличным вариантом для чаепити...
Корейская косметика оптом в Москве
Некоторое время назад корейская косметика не особо была известна. В наши дни она активно вымещает популярные европейские бренды. Во многом это произошло благодаря приобретенной репутации. Косметика эф...
Волосы для наращивания: все, что нужно знать
Наращенные волосы являются актуальным трендом.  Мода на них не проходит: разрабатывается новые методики, появляются инновационные материалы....
Какие ингредиенты нужны для мыловарения
Сейчас мыло можно варить дома. Эта деятельность стала для многих захватывающим хобби. Такое занятие полезно для домашнего хозяйства и может приносить дополнительный доход. Чтобы сварить дома мыло нужн...
Психологическая помощь детям и подросткам
  У всех детей изменения настроения и поведения происходят по-разному: хохотушка и болтушка напрочь отказывается веселиться и разговаривать, добрый весельчак становится злым, маленький вояка начинает...
Иммунитет и иммунная система человека
  Иммунитет и иммунная система человека – важнейшая составляющая человеческого организма, противостоящая болезням и сражающаяся с различными вирусами, попадающими в организм. При частых путешествиях, ...
На правах рекламы:

Питание
Секреты
  • » Советы по кулинарии
  • » Этикет
  • » Кухни мира
  • » Таблица мер и весов
Разное

© Кулинарный портал фото и видео рецептов.
Продвижение - Garin Studio