Коррекция голосовых расстройств у дошкольников

Коррекция голосовых расстройств у дошкольниковРасстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфонии и афонии) и входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, т. к. снижают ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии, а у самого ребенка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.

Многие исследователи подчеркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний, отражает сложные оттенки сознания.

Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное звуко-произношение в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние и отражает психическую жизнь человека.

Логопеды все чаще отмечают в своей практике расстройства детского голоса, но в научно-педагогической литературе мало представлены данные о состоянии голоса детей дошкольного возраста и тех специальных методах и приемах, которые должны проводиться для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижение коммуникативной функции речи. Использование специальной методики коррекции голосовых расстройств у дошкольников с речевой патологией позволяет быстрее устранить нарушения звуковой стороны речи и восстановить ее коммуникативную функцию.

Причины расстройства голоса разнообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких, перенапряжение голоса, снижение слуха, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации, вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Для обозначения патологии голоса используют термины афония — полное отсутствие голоса и дисфония — частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Афонии и дисфонии по характеру заболевания голосового аппарата делятся на функциональные и органические. Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов голосового аппарата. У детей наиболее распространены гипо-и гипертонусные дисфонии, вызванные узелками голосовых складок, ларингитами, аденоидитами, параличами гортани.

Гипотонусная дисфония обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок, причиной ее возникновения является перенапряжение голосового аппарата, перенесенные ранее острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, врожденная слабость гортанных мышц.

Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызванное повышением мышечного тонуса, обусловленное использованием твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громким голосом. Это нарушение наблюдается у большинства детей с функциональными расстройствами голоса.

Следует отметить, что расстройства голосовой функции у детей входят в структуру речевых нарушений при заикании, дизартрии, моторной алалии и ринолалии.

Для детей, страдающих заиканием, характерны: недостаточная сила голоса, сужение его динамического диапазона, обедненность интонационной стороны речи и осиплость голоса, связанная с заболеванием верхних дыхательных путей и перенапряжением голосовых складок.

Наиболее значительные нарушения голоса отмечаются у детей с моторной алалией и дизартрией: осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация. В речи детей отсутствуют логические ударения, тембр речи у одних замедленный, а у других — ускоренный. Речевое дыхание формируется к шести годам и его хватает для произнесения одно-двухсложных слов.

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами нарушения голоса выражаются в изменении его силы — чрезмерная громкость или слабость, осиплость, снижение модулированности, назализация. Интонационная сторона речи маловыразительна. Дети хуже, чем в норме, передают интонации вопроса, восклицания и особенно утверждения, отсутствуют логические ударения, наблюдается ускоренный или замедленный темп речи.

Расстройства голосовой функции у детей с дислалией обычно связаны с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей.

Из-за назального тембра голоса при ринолалии нарушено произношение гласных и согласных звуков. При ринофонии страдает только тембр голоса, а артикуляция звуков не отличается от нормальной.

У детей с нормальным речевым развитием, а также у дошкольников с дислалией наиболее распространенным голосовым нарушением является спастическая дисфония, которая возникает из-за перенапряжения голоса. Часто дисфония возникает у детей, которые громко говорят или много кричат. Обычно голос этих детей утром бывает нормальным, а к вечеру нарастает утомляемость и наблюдается осиплость. При ларингоскопическом осмотре гортани на голосовых складках выявляются узелки «крикунов». Такие дети страдают хроническими тонзиллитами, ларингитами, аденоидитами и аллергическими заболеваниями. Фонационное дыхание становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой, но под воздействием лечения и специальных упражнений голос восстанавливается.

Так как фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок, в связи со слабостью гортанных мышц, а диапазон звучания составляет 5-6 нот, то это необходимо учитывать в коррекционной работе.

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции является комплексный ортофонический метод Е. С. Алмазовой, адаптированный и дополненный для дошкольников с речевой патологией.

Основная цель ортофонического метода — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием и звучанием, дифференциация ротового и носового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений.

Для восстановления голосовой функции у дошкольников используются следующие этапы ортофонического метода, включающие:
1. Рациональная психотерапия.
2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
3. Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.
4. Автоматизация восстановленной фонации.

Приятного Вам аппетита!

Версия для печати

Лучшее
Опорные плиты - как выбрать
Выбор опорных плит на fast-grupp.ru важен для обеспечения надежности и устойчивости конструкции здания. Опорные плиты, как правило, применяются в фундаменте здания для передачи нагрузок от сооружения ...
Раковина из речного камня
Раковины из речного камня - это еще один прекрасный вариант для создания уникального и стильного интерьера в ванной комнате или туалете. Речной камень обладает своими особенностями и преимуществами, к...
Квадрокоптер DJI Air 3 Fly More Combo (DJI RC 2)
Квадрокоптер (или дрон) - это беспилотный летательный аппарат с четырьмя винтами. Он управляется с помощью радиоуправления или автопилота, что позволяет использовать его для различных целей, таких как...
Виды качественного отопительного оборудования
Качественное отопительное оборудование играет важную роль в обеспечении комфорта и эффективного отопления зданий. Вот несколько распространенных видов качественного отопительного оборудования на сайте...
Раковина из цельного камня
Раковина из цельного камня, также называемая интегральной или монолитной раковиной, представляет собой изделие, изготовленное из специального материала, который сочетает в себе натуральные минеральные...
Корейская косметика оптом в Москве
Некоторое время назад корейская косметика не особо была известна. В наши дни она активно вымещает популярные европейские бренды. Во многом это произошло благодаря приобретенной репутации. Косметика эф...
Волосы для наращивания: все, что нужно знать
Наращенные волосы являются актуальным трендом.  Мода на них не проходит: разрабатывается новые методики, появляются инновационные материалы....
Какие ингредиенты нужны для мыловарения
Сейчас мыло можно варить дома. Эта деятельность стала для многих захватывающим хобби. Такое занятие полезно для домашнего хозяйства и может приносить дополнительный доход. Чтобы сварить дома мыло нужн...
Психологическая помощь детям и подросткам
  У всех детей изменения настроения и поведения происходят по-разному: хохотушка и болтушка напрочь отказывается веселиться и разговаривать, добрый весельчак становится злым, маленький вояка начинает...
Иммунитет и иммунная система человека
  Иммунитет и иммунная система человека – важнейшая составляющая человеческого организма, противостоящая болезням и сражающаяся с различными вирусами, попадающими в организм. При частых путешествиях, ...
На правах рекламы:

Питание
Секреты
  • » Советы по кулинарии
  • » Этикет
  • » Кухни мира
  • » Таблица мер и весов
Разное

© Кулинарный портал фото и видео рецептов.
Продвижение - Garin Studio