Раздел: Рецепты здоровья и красоты
Особенности поведения дошкольников
Для многих родителей имеет большое значение, кто у них родился — мальчик или девочка. Их ожидания и обращение с ребенком в первые же дни полоспецифичны, что не в последней степени отражается в выборе цвета одежды для новорожденного. В некоторых исследованиях, например, было установлено, что матери уже в первый год жизни ребенка в среднем больше проводили времени с девочками, чем с мальчиками. Точно так же и другие воспитатели и лица ближайшего окружения учитывают в своих требованиях и реакциях пол ребенка. К мальчикам чаще применяются более строгие меры и санкции, чем к девочкам. Мальчики раньше, чем девочки, начинают осваивать окружающий мир, участвовать в играх.Различные стратегии воспитания оказывают, естественно, существенное влияние на развитие способностей и способ поведения обоих полов.
Многие исследователи утверждают, что девочки идут впереди мальчиков по следующим признакам:
1) раньше начинают говорить. Они могут сказать первые слова в среднем на месяц раньше мальчиков;
2) обгоняют в способности артикуляции. Они говорят яснее, чем мальчики того же возраста;
3) обгоняют в запасе слов. В первые годы жизни девочки имеют больший запас слов. Они овладевают грамматикой и построением предложений лучше и раньше мальчиков.
Установлено также, что девочки уже на втором году жизни значительно развитее мальчиков. Элементарные привычки и навыки по "самообслуживанию" при еде, раздевании (одевании) вырабатываются у них раньше, чем у мальчиков-одногодков. Девочки способнее мальчиков в хоровом пении, солировании, следовании мелодии, а также в художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Девочки старше двух лет более контактны, привязчивы, легче руководимы, лучше организуются в группы. Они ласковее, нежнее, полны чувств в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Если в раннем возрасте в игре с кубиками не возникает половых различий, то уже в ясельном возрасте девочки предпочитают кукол и значительно превосходят мальчиков в их обихаживании. Эти ориентации девочек на игру с куклами, а также на ведение домашнего хозяйства, а у мальчиков, напротив, ориентации на технические игрушки (автомобили, железная дорога, кран и т. д.), а также на строительство сильно выражены уже на третьем году жизни.
От года к году такие специфические предпочтения, интересы и игровая деятельность, а также обладание соответствующими игрушками стабилизируются. При этом поведение девочек более гибкое. Они помимо кукол охотно играют техническими игрушками. Мальчики, напротив, уже в дошкольном возрасте односторонне фиксированы на "техническом мире", часто решительно уклоняются от игры в куклы.
Следует отметить, что в моторном развитии детей не наблюдается никаких различий между полами. Это относится к ползанию, умению свободно стоять, ходить на первом году жизни, а в более старшем возрасте — к прыганию на месте, подъему по лестнице, бросанию в цель, ловле мяча и т. д. Частично здесь мальчики даже обгоняют девочек.
То, что названное нами опережение развития по многим показателям у девочек существенно детерминировано социальными факторами, определяемой полом стратегией воспитания, сегодня уже не ставится под сомнение. Не исключено, что биологические факторы созревания также имеют значение, особенно при формировании языковых навыков. Многочисленные авторы поддерживают данную точку зрения. Однако последнее слово науки в этой области еще не сказано.
Насколько глубоки и личностны определяемые полом стратегии воспитания в первые годы жизни, впечатляюще доказывают биографии гермафродитов. В редких случаях встречаются люди, которые, несмотря на то что обладают генетически определенным полом, по внешности, наружным половым органам (из-за нехватки гормонов в эмбриональной стадии развития) принадлежат к другому полу или не дают возможности однозначной половой идентификации. В таком случае решение по отнесению к тому или другому полу принимается по усмотрению родителей и зависит от того, хотят они своего ребенка видеть мальчиком или девочкой. Исследователи Моней и Эрхардт наблюдали жизненный путь группы таких детей. Они обнаружили, что дети воспитывались родителями соответственно выбранному полу. Хромосомная структура, половые железы, содержание гормонов, конституция тела не имеют существенного влияния на выработку половой идентичности (оценка себя как мальчика или как девочки) или половых особенностей характера. Если генетически мужские гермафродиты воспитывались как мальчики, они и чувствовали себя мальчиками, у них развивались типично мужские черты характера. Если, напротив, генетически мужские гермафродиты воспитывались как девочки, то они приобретали женскую идентичность и структуру характера. Сходные процессы развития могут быть установлены и у генетически женских гермафродитов. Исключения бывают относительно редко. Решающим является то, что отнесение к определенному полу происходит до 18-го месяца жизни ребенка. После трех лет изменения вряд ли возможны. Если между вторым и третьим годами и достижимо изменение пола по каким-либо причинам, то это вызывает у детей конфликты, страх, агрессию, а после трех лет ведет к сильным психоневротическим нарушениям, и такие попытки зачастую оканчиваются неудачей.
Половые характеры возникают в процессе наблюдения себя самого и окружающих столь естественным образом, что представить себя человеком другого пола становится просто невозможно.
Отсюда проистекает вера, что соответствующий полу характер обусловлен генетически, гормонально или другими врожденными факторами.
Несмотря на то что половые характеры мужчины и женщины внешне стабильны и управляют поведением как подсознательные установки, все же нельзя отрицать их социально детерминированное развитие в первые годы жизни.
Поведение, типичное для данного пола, в решающей мере формируется специфической стратегией воспитания, жизненным опытом индивида. Природа закладывает биологический пол, общество формирует психологический пол, т. е. типическое поведение полов.
В обществе существуют определенные нормы и требования в отношении каждого пола, которые дети усваивают с малых лет и которые формируют их поведение и психологию.
Можно прояснить социальную обусловленность психического полового развития на одном классическом примере: два мальчика из однояйцевой пары близнецов были обрезаны в возрасте 17 месяцев. При этом у одного из них произошло сильное повреждение пениса. Моней посоветовал родителям официально изменить "социальный пол" этого ребенка и воспитывать его как девочку. Это и произошло. Родители воспитывали своих генетически идентичных близнецов по-разному: одного — как мальчика, другого — как девочку. Оказалось, что каждый близнец развивал соответствующую половую идентичность и психические половые особенности по меньшей мере до 6-го года жизни.
Приятного Вам аппетита!