Раздел: Рецепты здоровья и красоты
Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации
Первоначально педагог берет на себя ведущую роль, в процессе игры взрослый и ребенок меняются ролями. При необходимости педагог вносит предложения по развитию сюжета, может включаться в игру в качестве действующего лица или быть просто наблюдателем.Такие игры-занятия предполагают предварительную подприготовленку, которая включает усвоение определенных лексических тем; изучение специально подобранных художественных произведений; проведение индивидуальных и общих бесед, с помощью которых уточняются и систематизируются знания по предлагаемой проблеме.
В процессе обучения детям предъявляется определенная игровая задача, например вылечить больного котенка. В ходе ее решения дошкольники под руководством взрослого учатся планировать будущую деятельность: необходимо поехать в ветеринарную клинику, побеседовать с врачом, купить в аптеке необходимые лекарства и т. д. Далее следует приготовить условия для достижения игровой цели (подбор атрибутов для игры). Проводятся предварительные беседы по поводу развития сюжета и последовательности действий, даются советы по подбору необходимых аксессуаров и устройству игровой зоны. Потом педагог дает образцы ролевого поведения и ролевой речи, при этом используются наглядные приемы. Сначала действия выполняются с партнером-куклой, а затем - с ребенком или группой детей, и в завершении педагог отходит на второй план, а в игре участвуют только дети.
В процессе занятий предусматривается создание разноплановых проблемных ситуаций (например, в аптеке нет нужных лекарств для лечения; возможные ситуации: ехать в другую аптеку, обратиться к друзьям, соседям за помощью и т. д.).
Вот некоторые примеры ситуаций, а также возможные варианты развития игровых действий.
"Наводнение"
Однажды весной папа с сыном поехали на озеро кататься на лодке. Заплыли они далеко и увидели, что озеро очень сильно разлилось. В некоторых местах образовались островки, вокруг них была вода. На островках сидели зайчики, а вода все подступала и подступала. Папа с сыном сразу приняли решение спасти зайцев, попавших в беду. Они подплывали к каждому островку, сажали зайцев в лодку и переправляли их на землю. Так им удалось спасти всех зайцев.
"В лесу"
Однажды мама с дочкой пошли в лес за ягодами, а компас взять с собой забыли. Лес был для них малознакомый. Ходили-ходили они по лесу, собирали ягоды, да и заблудились. Что делать? Пошли они по лесной тропинке. Вдруг видят, вдалеке избушка стоит, а в ней живет лесник. Он все лесные тропы знал. Помог лесник маме с дочкой найти дорогу домой.
Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.
В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР - Общее недоразвитие речи (III уровень), у них происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи.
Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.
Приятного Вам аппетита!