Как правильно наказывать пятилетнего ребёнка
Во-первых, поступок или проступок ребёнка нужно всегда оценивать с такой позиции: а мог ли ребёнок поступить иначе в такой ситуации? Научили ли его поступать иначе? Ведь, если малыш опрокинул чашку с молоком - может быть, она была тяжела для детской ручки? Если малыш разрисовал фломастером обои – может быть, ему до сих пор не купили альбома?
Во-вторых, если родители в качестве наказания рассматривают только физическое наказание, то здесь категорически надо их переубеждать – страх ребёнка перед болью ни к чему полезному не приведёт. Такой сомнительный «метод» воспитания вызовет только протест малыша и нисколько не укрепит ваши с ним отношения. Физическое наказание не научит ничему, кроме страха.
Насколько приемлемо физическое наказание?
Физическое наказание подчас удобно взрослому: проще дать шлепка ребёнку, чем долго объяснять, как правильно было поступить. Однако этот метод наказания неприемлем, независимо от того, что ребёнок совершил. Родители должны в полной мере осознавать, что физическое наказание – это зло, и его из отношений нужно искоренять совсем.
Любовь нельзя построить на страхе, точно так же на страхе нельзя воспитать высокие чувства или хорошее поведение. Ребёнок, которого наказывают физически, будет бояться не последствий своих действий, а наказания, которое последует. Когда ребёнок будет уверен, что взрослые не узнают о его проступке, он поступит точно так же. Страх провоцирует ребёнка лгать, изворачиваться.
Физическое наказание – это показатель того, что родители не умеют себя сдерживать и контролировать. Так как же они могут требовать контроля своих поступков от ребёнка?!
Запугивание, как мера наказания.
Иногда родители, желая остановить действия ребёнка, применяют запугивающие образы – бабай, бармалей, милиционер и т.д. Казалось бы, что тут плохого: «Будешь это делать – тебя отдадим в детский дом!» Но взрослые должны отдавать себе отчёт, что кажущаяся комичность такого заявления маленьким ребёнком принимается всерьёз. Образуется неразрешимая для малыша ситуация: «Родители, которые говорят, что меня любят, угрожают отдать кому-то!» Ребёнок в смятении, он не может понять, за что отдадут его? Значит, родители любят его не так уж сильно?! Постоянное запугивание ребёнка приводит к неврозам, когда ребёнок боится темноты, одиночества, испытывает трудности в общении.
Когда не нужно наказывать ребёнка.
Проступки ребёнка могут нести положительный момент: осознав содеянное, услышав от взрослого справедливую оценку и желание помочь исправить ситуацию, ребёнок учится думать и не поступать так больше. Взрослому нужно успокоиться и правильно оценить мотивы, которые двигали ребёнком – может быть, они неправильно ограничили степень свободы ребёнка или не позаботились о том, чтобы малыш мог свободно играть и двигаться? Прежде, чем наказывать, постарайтесь исправить вместе с ребёнком то, что он натворил.
Затем нужно переключить малыша на другую деятельность, предоставив ему большую свободу. Малыш должен иметь пространство, где он может прыгать, бегать, играть, когда ему наскучили спокойные игры. Чаще всего малыш до пятилетнего возраста капризничает потому, что устал от однообразной деятельности. В этом случае наказывать глупо – нужно просто предоставить ребёнку другое поле игр. Очень скоро ребёнок научится сам переключаться между видами игр, и не будет капризничать или чрезмерно шалить.
Нужно помнить, что пятилетний малыш ещё не может держать все свои эмоции под контролем. Тем более, что оебёнок с трёх лет переживает важнейший кризис в своей жизни – «Я сам!», который определяет – будет ли малыш инициативным и самостоятельным в будущем. Если подавлять стремление ребёнка к самостоятельности в этом возрасте, можно навсегда погубить у него интерес к инициативе или творчеству.
Иногда ребёнок капризничает, когда он просто голоден или хочет спать, испытывает жажду, но его желания находятся на подсознательном уровне, и малыш не поймёт сам, почему ему в данный момент плохо.
Можно ли наказывать малыша, лишая его сладостей или прогулок?
Если такое наказание предпринимается без агрессии, с доверительным разговором и беседой, то такой метод считается самым приемлемым к маленькому ребёнку.
О наказаниях, которые взрослый может избрать, нужно заранее поговорить с ребёнком. Малыш, как правило, соглашается, что виноват, и спокойно переносит время наказания, потому что взрослый, не унижая, предупредил его об этом.
В качестве меры наказания можно лишить ребёнка любимого лакомства, развлечений в воскресный день, но ни в коем случае – еды, общения с родителями или сверстниками, прогулок на улице.
Перед наказанием нужно с ребёнком поговорить «по душам», важно, чтобы он сам сделал вывод о своей вине. Если малыш так и не поймёт, за что его наказали, он будет капризничать и ощущать себя жертвой, нелюбимым и обиженным.
Самое эффективное наказание.
Самым эффективным наказанием является такое, при котором ребёнок сам исправляет то, что он натворил, глубоко прочувствовав ситуацию. Очень важно взрослому поддержать малыша в порыве всё исправить, помочь ему. Ни в коем случае нельзя унижать или смеяться над малышом, кричать на него.
Чтобы получить отзыв ребёнка на взаимодействие, нужно взывать к его чувствам: «Ты бросила куклу на пол, а ей больно, она так плачет», «Машинки обиделись на тебя, ведь они с тобой играли, а ты их раскидал!», «Ой, как книжке больно! Ты порвал ей страничку! Давай, склеим её, а то она так плачет!»
Так ребёнок будет учиться сопереживать, думать о чувствах и ощущениях других, пусть даже и игрушек.
При побуждении к действию родителям нужно научиться не заставлять малыша, а подводить его к самостоятельному принятию решения всё исправить.
В общении с малышом очень важно, чтобы количество ласки и нежности не было меньше, чем объём наказаний, пусть даже и самых справедливых. Ребёнок должен знать, что его любят, что в любой момент утешат и защитят.
С ребёнком самые часто случающиеся ситуации можно обыгрывать в игре с куклами или в кукольном театре, предлагая разные варианты развития событий таких ситуаций.
Жёстких установок, как правильно наказывать пятилетнего ребёнка, быть не может – каждый родитель должен ориентироваться на своего малыша, любить его, терпеливо объяснять ему, тогда необходимости наказывать ребёнка не будет возникать вовсе. Все казусы поведения ребёнка идут от невнимания к малышу со стороны взрослых, и это нужно исправлять! Помните, что все недостатки ребёнка – это его нереализованные достоинства.
Будьте здоровы! - от na-info.ru
Приятного Вам аппетита!