Раздел: Рецепты здоровья и красоты
Воспаления аппендикса
Первая операция по поводу аппендицита (воспаления аппендикса) была произведена за несколько тысячелетий до нашей эры: у одной из египетских мумий эпохи XI династии фараонов в правой подвздошной области обнаружили след разреза, посредством которого, по мнению современных специалистов, был, вероятно, вскрыт гнойник в подвздошной области. Закончилась ли операция для фараона успешно и он еще правил после этого, либо она и послужила причиной его превращения в мумию, установить трудно. Но доподлинно известно, что еще долгие века врачи сталкивались с заболеванием, которое называли «воспалительной опухолью» или «подвздошными нарывами». От этого заболевания, как правило, умирали в страшных муках, а случаи излечения наблюдались крайне редко.В XVI веке нашей эры было установлено, что страдания эти вызывает небольшой отросток слепой кишки, который по непонятным причинам воспаляется, образуется гнойник, нередко прорывающийся, и тогда гнойное содержимое отростка изливается в брюшную полость, вызывая воспаление брюшины. Этот отросток, имеющий червеобразную форму и находящийся в области дна слепой кишки, не связан ни с какими другими органами. Поэтому его и назвали аппендиксом, придатком слепой кишки.
Наблюдения показали, что толчком к развитию воспалительного процесса в аппендиксе могут послужить различные причины: и кишечные инфекционные заболевания, и ангина, и нарушения перистальтики отростка, и даже, согласно некоторым данным, преобладание в рационе мясной пищи. Но аппендицит может возникнуть и на фоне, казалось бы, полного благополучия.
Успешно бороться с этим недугом научились лишь в конце XIX века; эту победу одержала хирургия. Сегодня отработанные и усовершенствованные методики оперативного вмешательства дают хорошие результаты, если операция была произведена без промедления.
Но коль скоро хирурги научились столь искусно извлекать аппендикс из организма, то не имеет ли смысл еще в детском возрасте удалять этот рудиментарный (а именно так его характеризовали и анатомы и физиологи), лишний отросток, способный в любую минуту превратиться в серьезную угрозу здоровью? Ведь бесстрастная статистика свидетельствует, что острый аппендицит относится к числу самых частых острых заболеваний органов брюшной полости.
Но действительно ли он не нужен организму, этот червеобразный отросток?
Аппендикс образуется в процессе формирования органов пищеварения. Слепая кишка разделяется на два отдела: собственно слепую кишку и узкую часть, являющуюся ее недоразвитым концом —аппендиксом, длина которого у взрослого человека варьирует от 8 до 15 сантиметров. Стенка его состоит из тех же слоев, что и стенка слепой кишки. В ней различают слизистую оболочку, подслизистую основу, мышечную и серозную оболочки. Но есть в строении стенки аппендикса одна особенность: в подслизистой основе расположены лимфоидные скопления в виде фолликулов. Специалисты считают, что эти скопления фолликулов имеют важное функциональное значение.
Как известно, лимфоидная ткань принимает самое активное участие во всех без исключения защитных реакциях организма. Ее островки- подразделения разбросаны по всему организму и контролируют определенные его участки. Если через ссадину, рану попадает вирус, патогенный микроорганизм, словом, чужеродный антиген, то первым вступит в защитную реакцию ближайший к месту проникновения диверсанта лимфатический узел. Когда антигенная диверсия массивна и не может быть легко подавлена местными силами, объявляется всеобщая мобилизация и в защиту вовлекается вся система иммунитета.
Есть в организме такой канал, по которому поступление чужеродных веществ идет регулярно —это пищеварительный тракт. Правда, антигены, имеющиеся в составе пищи, прежде чем попасть в кровь, разрушаются до универсальных блоков, не несущих отпечатка чужеродной генетической информации. И все же наряду с неантигенными молекулами здесь могут проскочить и антигенные.
Вот на этот случай в кишечнике и «выставлены» лимфоидные гарнизоны: так называемые пейеровы бляшки в тонкой кишке и фолликулы в аппендиксе. Но неверно было бы думать, что червеобразный отросток принимает участие в защитных реакциях только местного значения. Благодаря мощному лимфоидному аппарату аппендикс становится постоянным и активным участником всех процессов в организме, сопровождающихся сколько-нибудь выраженной иммунной реакцией. Например, клинические наблюдения показали, что у людей с удаленным аппендиксом лучше идет приживление пересаженных органов.
Особенно быстро реагирует фолликулярный аппарат отростка при нарушении функции слепой кишки, при их воспалительных процессах в ней различного происхождения: число лимфоидных клеток несколько возрастает, активность их увеличивается, и они начинают продуцировать антитела. Вот поэтому-то аппендикс и называют «кишечной миндалиной».
Но этот же лимфоидный аппарат, как ни парадоксально, превращает аппендикс в «ахиллесову пяту», то есть место, наиболее уязвимое. Дело в том, что активация фолликулярного аппарата отростка ведет к набуханию его стенок, перистальтика нарушается, содержимое аппендикса задерживается, и это может привести к развитию воспалительного процесса—аппендицита.
В таком случае не лучше ли все же пожертвовать лимфоидным гарнизоном аппендикса, избавившись от от¬ростка в детском возрасте и тем самым раз и навсегда предотвратив возможность развития воспаления. Такое мнение высказывалось. Но, памятуя о святой врачебной заповеди «Не повреди!», специалисты решили, прежде чем один раз отрезать, семь раз отмерить, то есть тщательно исследовать функцию аппендикса.
Удобной экспериментальной моделью оказался кролик: у этого животного имеется вырост из слепой кишки, напоминающий аппендикс у человека. Сначала кроликам вводили вещество, разрушающее лимфоидную ткань. Затем для того, чтобы проверить, могут ли они сопротивляться инфекции, им ввели тифозный антиген. Как и следовало ожидать, в ответ на введение антигена антитела не вырабатывались. Однако повторное введение тифозного антигена этим же кроликам привело к совсем неожиданным результатам: исследователи с удивлением обнаружили в организме специфические антитела. В чем дело?
У кроликов разрушенной и неспособной к защите оказалась вся лимфоидная ткань, за исключением фолликулов в выросте. Здесь она не только сохранилась, но мощно разрослась и при повторном введении антигена вступила в защитные реакции. Опыт повторяли снова и снова и получали все тот же убедительный результат. Это дало основание предположить, что лимфоидный аппарат выроста (а у человека аппендикса) является резервным. А резерв есть резерв, и избавляться от него без крайней необходимости было бы по меньшей мере неразумно.
Однако роль аппендикса не исчерпывается только тем, что он является «кишечной миндалиной». Имеются данные о его активном участии в поддержании постоянства микрофлоры толстой кишки. Как показали исследования. аппендикс служит подобием инкубатора для кишечной палочки: здесь постоянно живет и размножается этот один из основных представителей кишечной микрофлоры. Отсюда идет поступление все новых и новых порций кишечной палочки в толстую кишку, где она выполняет многочисленные обязанности, в частности препятствует патологическому размножению других микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Кроме того, кишечная палочка принимает участие в выработке витаминов группы В. Известно, что дисбактериозы, вызванные угнетением кишечной палочки, сопровождаются тяжелой В витаминной недостаточностью.
Было обнаружено также, что аппендикс выделяет секрет, обладающий антимикробным действием. Природа этого секрета весьма заинтересовала специалистов, они пытаются выяснить, является ли он ферментом, способным переводить микробные токсины в неактивное состояние, или каким-то другим веществом.
К сожалению, в настоящее время накоплено еще мало данных о функции червеобразного отростка. Но разве имеющиеся факты не говорят о его многогранной роли в организме, о том, что он вовсе не лишний! Иначе зачем природе было именно в аппендиксе помещать мощный лимфоидный аппарат? И зачем снабжать орган с угасающей функцией богатой сетью кровеносных сосудов и большим числом нервных элементов? Ведь на долю отростка длиной 8—15 сантиметров приходится столько нервных элементов, сколько на тонкую и толстую кишки, вместе взятые. Возможно, правы те специалисты, которые высказывают мнение, что аппендикс—это не рудимент, а, напротив, орган, приобретенный организмом на более поздних этапах эволюционного развития. В пользу такого предположения говорит тот факт, что обладателями хорошо развитого аппендикса среди млекопитающих являются только приматы (человекообразные обезьяны) и человек—существа, стоящие на высших ступенях эволюционной лестницы.
Приятного Вам аппетита!