Раздел: Рецепты здоровья и красоты
Стрессовые состояния у школьников
В многолетием споре между здоровьем и образованием в школе неизменно проигрывает здоровье. Как случилось, что система развела их по разные стороны баррикады? Сейчас это понять очень сложно. Еще сложнее перестроить систему школьного образования. Между тем иначе, как бедственным, положение не назовешь. По данным ученых. 99.7% всех подростков, ежегодно заканчивающих школу, страдают теми или иными заболеваниями. И начинается все с самого начала, с самого первого класса...
В доме моих друзей нежданно-негаданно случилось такое: дочка, второклассница Аня, наотрез отказалась ходить в школу. «Не хочу, там плохо»,— обливаясь слезами, твердила она. Пробовали уговорить, заставить силой — все бесполезно. Обратились к невропатологу. К счастью, он оказался опытным врачом, и причину стрессового состояния девочки ему удалось понять.
Как-то на уроке сосед Ани особенно усердно ее смешил. Смеясь, она невольно помешала объяснению учительницы, и, потеряв терпение, та заявила, поставив девочку к доске: «Тот, кто много смеется, будет потом много плакать. Насмеялась, теперь наплачешься!»
Слова эти произвели на ребенка сильное впечатление. И скоро любая мелочь — кто-то толкнул, взял без спроса карандаш — вызывала обильные слезы. Дети, как водится, стали Аню дразнить, буквально не давали прохода, и занятия в школе превратились для нее в сплошную муку...
Многие скажут: капризная девочка, избаловали родители на свою голову. Но, увы, это не так. Подобные отклонения в поведении ребенка объясняются отнюдь не капризами, а серьезным нервным заболеванием. Примерно 20% школьников страдают сегодня так называемыми дидактогенными неврозами, виновником которых чаще всего становится педагог. Кстати, заболевание это характерно именно для нашей страны.
Мы, взрослые, порой даже не представляем себе, насколько дети беззащитны перед резким словом учителя, перед его нередко бестактной репликой, замечанием.
Климат в классе — истина общеизвестная — зависит в значительной степени от личности учителя. К сожалению, настоящая Личность сегодня в школе — большая редкость. В педагогические вузы продолжают поступать те, кто не рассчитывает попасть в более престижные институты. В такой ситуации не до отбора самых достойных, не до психологических тестов.
Что касается вузовской подприготовленки, она построена таким образом, что особенностям организма ребенка, его психики внимания почти не уделяется. И в результате приходит педагог в школу, владея набором знаний по своему предмету, но совершенно не умея разобраться в характере, в душе своего маленького подопечного. Класс же, как правило, переполнен, нагрузка на учителя вырастает вдвое, а то и втрое. Где уж тут думать о переживаниях каждого ученика!
Жизнь педагога, как и любого из нас, полна проблем. Но настоящий профессионализм в том, чтобы, переступая порог класса, оставить за его пределами личные невзгоды. Такой профессионализм — качество сегодня очень редкое. И срывается учитель на тех, кто полностью от него зависит, кто должен выполнять все его указания, терпеливо снося унижение, оскорбление, а порой и запугивание.
Общий принцип авторитарной системы «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак» в школе особенно губителен. По-разному реагируют на это дети. У кого-то начинаются нервные заболевания, а на их фоне и множество других, кто-то ломается и навсегда теряет желание учиться и добиваться чего-то в жизни, а кому-то повезет, и он сможет без травм и потрясений прожить десять-одиннадцать лет школьной жизни. Дай Бог, чтоб таких было большинство!
Но несомненно одно: на протяжении десятков лет школа остается полигоном, где испытывается на прочность самая слабая, самая незащищенная часть нашего общества дети. И сегодняшний плюрализм, увеличивая количество предметов и учебных часов, разделяя школы на гуманитарные, математические, исторические и даже религиозные, на лицеи, колледжи и - гимназии, ничего не меняет в главном — в отношении учителя к ученику.
Конечно, не только личность учителя влияет на психику детей. Нередко само содержание школьных программ таково, что ученику совершенно непонятно, зачем его обучают тому или иному предмету, осваивает он его механически, подчиняясь преподавателю.
Усугубляет ситуацию и то, что многие дети, я сущности, не приготовлены к школе. В первые месяцы им нужно привыкнуть к общению с десятками одноклассников, воздействующих друг на друга чаще всего возбуждающе, да и просто к долгому пребыванию в замкнутом пространстве класса. В младших классах. как правило, по шесть-семь уроков, в старших — по девять-десять. При этом по-прежнему всего два часа (I) физкультуры в неделю. И практически никаких изменений в школьном режиме дня. Коротенькие перемены — весь «простор» для движения.
В школах продолжает действовать принцип уравниловки, а ом порождает проблему отстающих в умственном и психическом развитии детей. Комплекс неполноценности, возникающий так часто,— следствие того, что всем приходится учиться по одной и той же программе: и детям с опережающим развитием, и с отстающим. Когда у нас обучение начиналось с 8 лет, последние составляли 5—7% от общего числа учеников, сейчас же в школу идут шестилетние, и процент «отстающих» увеличился до 20—25. Справедливости ради надо отметить: в некоторых школах занялись, наконец, этой проблемой — ввели так называемые классы выравнивания, где
ученики занимаются по особой программе и уже через несколько лет догоняют и даже обгоняют своих сверстников.
Стрессовые состояния, как правило, ослабляют иммунитет. Многие родители по собственному опыту знают: летом ребенок может часами бегать на ветру, промокать под дождем, купаться в холодной вода — и не болеет. Но стоит ему пойти в школу, как начинаются бесконечные простуды, ОРВИ и так далее, причем многие заболевания переходят в хронические.
Таким образом выстраивается некая роковая цепочка: неблагоприятная психологическая обстановка ] в школе, где далеко не последнюю роль играет личность учителя, сама 1 система занятий, условия, в которых они проводятся. Все. вместе взятое, приводит к тому (и статистика это подтверждает), что мы растим практически больных детей. Цепочка эта должна быть разорвана. Но каким образом?
Для создания в школах здорового психологического климата сотрудниками НИИ возрастной физиологии и гигиены России под руководством доктора медицинских наук, профессора Д. В. Колесова разработан целый пакет предложений. Среди них — организация в школе психологической службы. Штатные психологи могли бы помочь первоклассникам адаптироваться к школе, научить, к кому обратиться за советом, разрешить конфликт между учеником и учителем. Служба обещает быть эффективной, но для ее создания нужны деньги, а денег в школах нет.
Исследования показали также, что непосредственное влияние на здоровье детей оказывает весь комплекс гигиенических условий в классе — освещение, вентиляция, влажность, высота потолков. Огромный список гигиенических требований к школьному дому много лет назад передан в Комитет народного образования. Однако крайняя бедность наша опять-таки не позволяет их выполнить.
Высокий процент больных детей, покидающих стены школы, отчасти объясняется и формальным подходом к обследованиям учащихся. «Поголовная» диспансеризация проводится чаще всего для «галочки». Она практически не позволяет своевременно обнаружить болезнь в начальной ее стадии. Эффективнее было бы использовать скрининг-системы, разработанные, например, во ВНИЦ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков . Медицинская сестра вначале проводит подприготовленительную работу — анкетирование, антропометрию, определяет остроту зрения, предмиопию, измеряет артериальное давление и так далее. Затем идет осмотр педиатра, после чего те, кому это необходимо, направляются к специалистам. Работа врачей в этом случае намного продуктивней, чем при массовой диспансеризации, когда за один день надо всех учеников «прогнать» через все кабинеты.
Но внедрить скрининг-системы большинство школ не в состоянии из-за отсутствия элементарного оборудования для обследований. Школьный же врач, к сожалению, здоровьем детей не занимается. На одну ставку врача, как правило, приходятся две-три школы и два детский сада. Согласитесь, от такого «многостаночника » польза невелика Да и профессиональный уровень его низок. Ведь квалифицированный специалист пойдет куда угодно — в поликлинику, в больницу, на «Скорую»,-- но только не в школу, где его ждут мизерная заработная плата и неизбежная дисквалификация.
Неужели же положение безвыходное? Нет И в доказательство расскажу об интересном эксперименте Сотрудников кафедры Поликлинической педиатрии 2-го Московского медицинского института имени и И. Пирогом. Проводят они его в комплексе: детский сад школе -лицеи 9-го микрорайона Теплого Стана (руководитель известный педагог Е. А. Ямбург) утверждая, что профилактические мероприятия и даже реабилитации и лечение детей нужно проводить именно в школе. Для этого, правда необходим целый ряд кабинетов. Кабинет школьного врача, обязательна педиатра, причем работающего только в данной школе, а не по совместительству. (Иначе, случись эпидемия гриппа, его немедленно «призовут» и школа на несколько месяцев лишиться врача.)
Необходим и свой стоматолог. Двух-, трехмесячные «гастроли» зубного врача из поликлиники, как показала практика, эффекта не дают, здесь требуется постоянный контроль. Неизлечимый кариес достаточно коварен: два испорченных у ребенка зуба могут привести к различным заболеваниям.
Для профилактики и лечения нужен также и постоянно действующий физиотерапевтический кабинет. Далеко не каждая мать имеет возможность ежедневно водить ребенка в поликлинику на процедуры, скажем, при тонзиллите, больничный-то ей не дадут. А в школе это можно будет делать систематически.
Наконец, по мнению сотрудников 2-го мединститута, чрезвычайно полезно было бы иметь кабинеты массажа, психоэмоциональной разгрузки, и даже функциональной диагностики. Конечно, для обычной школы такой набор кабинетов — утопии, и не все они строго необходимы для функциональной диагностики в обычной школе наверняка будет простаивать. Но все же идее мини-профилактория привлекательна.
Даже два-три кабинета плюс сносные условия для занятий физкультурой и спортом означали бы существенный шаг вперед. Безусловна, нам скажут; так-то оно тек, ие где взять деньги в условиях общего дефицита? И тем не менее пути к решению острейшей проблемы детского здоровья нужно искать безотлагательно.
И школы новые строить нужно, чтобы не сидели в классах по сорок человек и не поджимала» двух-, а то и трехсменка. И игровые и спортивные залы нужны, которые открывались бы не только на уроках физкультуры. И учителям надо платить так, чтобы профессии эта стала наконец то престижной и привлекла людей
Школа- слепок с нашего общества. Именно поэтому с нее и начинать менять его общество Да и куда, собственно, в первую очередь вкладывать средства, как не в подрастающее поколение? В других странах давно помяли: нищая школе не подприготовленит полноценных нравственно и физически людей. Поре и нем всерьез я думать об этом.
Приятного Вам аппетита!