Задержка речевого и психического развития
Задержка речевого развития.
Способность к воспроизведению и пониманию речи закладывается у малыша ещё во внутриутробном развитии. Плод может различать голоса, тон и тембр голоса, реагировать на знакомые голоса движениями. При рождении ребёнок сразу же включается в звуковую среду и со временем начинает реагировать на звуки, узнавать голоса, позже — пытаться повторить отдельные звуки, потом слова... Большое значение в формировании способности понимать речь и говорить имеет пассивное слушание речи, тактильный контакт с родными людьми, эмоциональное реагирование окружающих и малыша на речь с рождения.
Речевая функция, которая не была восстановлена и скорректирована у ребёнка до 5 лет, позднее почти не поддаётся восстановлению.
Дети с задержкой речевого развития могут усваивать другие навыки, но немного позднее, чем дети без задержки речевого развития.
Причины формирования задержки речевого развития.
1) Ребёнок с младенчества не получал необходимое речевое и эмоциональное общение с близкими людьми. Если с малышом не разговаривали, не обращались к нему, побуждая на произнесение звуков и эмоциональный контакт, то у малыша, функция речи остаётся невостребованной, неразвитой. Очень часто у детей, которые оказались, изолированы от общения, развивается комплексное психо-эмоциональное нарушение, влияющее на речь тоже - госпитализм. Ребёнок не стремится к общению, произнесению звуков, безучастен, неэмоционален.
2) Ослабленное здоровье. Частые болезни и слабость малыша, нервозность обстановки существенно влияют на торможение речевого развития ребёнка.
3) Врождённое ослабленное созревание нервных клеток, которые отвечают за речь.
4) Гипоксия, родовые травмы.
Дети, у которых наблюдается отставание в речевом развитии, нуждаются в особом уходе и коррекционной работе с ними педагогов, психологов и логопедов. Ребёнка нужно максимально включать в речевую среду, добиваться, чтобы он повторял слова и звуки. С малышом нужно разговаривать даже при выполнении простых домашних дел, называть предметы на улице и дома, просить, чтобы он повторял слова и позже - фразы.
Корректировать речь малыша нужно мягко, но настойчиво, добиваясь правильного произношения и не потакая специальному коверканию слов. Обычно дети, с которыми проводится коррекционная работа, в речевом развитии вскоре догоняют своих сверстников.
Занятия с малышом должны проводиться в доброжелательной и яркой эмоциональной обстановке.
При отсутствии коррекционной работы задержка речевого развития отразится на интеллектуальном и психическом здоровье малыша.
Задержка психического развития ребёнка.
Задержка психического развития - временное отставание психомоторных функций малыша, которое выражается в проблемах общения, отставание мыслительных процессов, внимания и памяти. Дети с задержкой психического развития неусидчивы и невнимательны на занятиях, не могут продолжительное время концентрироваться на одном виде деятельности, плохо запоминают. Чаще проблемы психического развития малыша выявляются уже в школе, родители склонны не замечать таких проявлений в раннем возрасте малыша, приписывая их детскому возрасту и вредности характера ребёнка.
У детей с задержкой психического развития чаще наблюдается и задержка речи. ЗПР проявляется отставанием моторной сферы психической деятельности, познавательной, эмоционально — волевой.
Диагностика задержки психического развития может выявить проблемы уже на первых месяцах жизни ребёнка - такие дети бедны эмоционально, почти не реагируют на изменение в окружении, не пытаются общаться с взрослым и произносить звуки и слова. Такие малыши позже начинают сидеть и переворачиваться, чаще лежат с безучастным видом, не пытаются встать или ползти, позже начинают брать игрушки в руки.
Причины задержки психического развития.
1) Бедность эмоциональной среды с рождения ребёнка. Такие нарушения возникают, когда с ребёнком не общаются, не разговаривают, не откликаются на его плач, не стимулируют общение. Малышу очень важны тактильные контакты, эмоциональное и речевое общение с самого рождения.
2) Особый врождённый склад нервной системы малыша, пострадавшей от внутриутробных патологий или гипоксии.
3) Частые заболевания малыша, которые сильно ослабляют его организм.
4) Травмы, полученные в процессе родов или после родов.
5) Нарушения слуха, зрения малыша.
Задержка психического развития малыша - это не отставание в умственном развитии. Психическое развитие ребёнка хорошо поддаётся коррекции в случае вовремя начатых занятий с ребёнком. Интеллект ребёнка может пострадать, если эти отставания не корректировать.
Для коррекции психического развития важно установить тесный эмоциональный контакт с ребёнком. Начинать надо с самых простых упражнений, с механического повторения простых действий, называния предметов и составления простейших фраз. Ребёнка нужно приучать внимательно, выполнять задания, исправлять ошибки, запоминать стихи. Хорошо, если для коррекции психического развития ребёнка будут привлечены такие специалисты, как психолог, психотерапевт, логопед, коррекционный педагог.
В детских садах есть специальные группы для детей с задержкой психического и речевого развития. Детей в таких группах мало, все они находятся под наблюдением психологов и логопедов, с ними проводятся специальные занятия по коррекционной программе.
Задержка речевого и психического развития поддается коррекции, если занятия с ребёнком начать вовремя и проводить регулярно. Семья в этом процессе имеет огромное значение: ребёнку очень нужен контакт с близкими людьми, эмоциональное взаимодействие, похвала и любовь близких. Нужно помнить, что задержка речевого и психического развития ребёнка может принять патологическое отставание в интеллектуальной сфере, если вовремя не принять меры по их коррекции.
Будьте здоровы! - от na-info.ru
Приятного Вам аппетита!