Как сохранить здоровье ребенка в школе
Одна из серьезнейших опасностей, подстерегающая первоклассника в школе – сколиоз. Шестилетним малышам еще очень трудно сосредоточиться на выполнениях упражнений по подприготовленке к чтению, счету, написанию букв. Родители радуются, когда видят, что их ребенок сидит за столом и старается выполнить задания самостоятельно. Но стоит присмотреться внимательнее, и можно заметить, что редкий школьник будет сидеть правильно и ровно, неокрепшим мышцам спины трудно сразу освоить переход от одного вида деятельности к другому, чаще всего одно плечо находится повыше другого, лопатки торчат, как крылышки, голова наклонена набок. А о расстоянии от глаз до листа тетрадки и вовсе говорить не приходится – малыш прямо клюет носом разлинованную поверхность. Ребенку такое положение удобно – он выполняет сложное для него задание с помощью всего тела, так легче с ним справиться. Но стоит посидеть в таком положении всего несколько дней, и данная поза становится привычной, а буквально, через несколько недель, может возникнуть стойкое нарушение осанки, именуемое сколиозом. Происходит это потому, что мышцы ребенка еще не закончили свое развитие, и позвоночник испытывает нагрузки в школе и дома, способные привести к деформации позвонков.
Как сохранить здоровье малыша в этой ситуации? Исправить сколиоз очень трудно, а с некоторого момента даже и невозможно. Лучше позаботиться о предотвращении нарушений осанки. Для осуществления этого существует два проверенных способа: сохранение правильной осанки во время занятий и выполнение специальных упражнений и гимнастики в перерыве между занятиями.
В школе учитель обязан следить за осанкой ребенка, на уроках в первом классе предусмотрено проведение физкультминуток, во время которых детям предоставляется возможность размять уставшие мышцы под забавные стишки и песенки. За урок должно быть проведено две таких физкультминутки. С учителями также проводятся занятия на тему «Как сохранить здоровье детей в учебном процессе». Дома контроль за осанкой малыша возлагается на родителей. Постоянное соблюдение правил, контроль, специальные упражнения помогут избежать больших неприятностей.
Родители детей любого возраста могут с приготовленностью подтвердить, что заставить сидеть ребенка прямо – бесполезное занятие. При малейшем ослаблении родительского контроля, старательный ученик сразу забывает, как нужно правильно держать спину, плечи опускаются сами собой, а позвоночник выгибается дугой. Трудно добиться от ребенка и выполнения специальных упражнений, которые малыш воспринимает как дополнительную нагрузку к письму и счету, выданную в школе. Но нужно проявить изобретательность и настойчивость, чтобы сохранить здоровье ребенка.
Следует позаботиться и о том, чтобы сохранить здоровье нервной системы ребенка. В школе, держать ручку или карандаш правильно, писать, стараясь не вылезти за поля, вырисовывать незнакомые буковки – для шестилетнего ребенка представляется непосильной задачей. Именно поэтому маленькие писатели очень устают. Это только взрослым на первый взгляд кажется, что задания, предлагаемые для исполнения малышам невелики, однако детские пальчики еще не совсем ловкие и умелые и ручка для них совсем еще не прирученный зверь.
Нервные центры, которые находятся в головном мозге и отвечают за точные движения пальчиков, нервы, которые проводят сигналы от головного мозга к ним, у шестилеток еще недостаточно зрелые. Из-за такой незрелости, письмо, являющееся монотонной нагрузкой, становится тяжелым бременем не только для рук, но и для мозга ребенка. У очень старательных деток, родители которых с особым рвением принимаются к обучению детей письму, не задумываясь о том, как сохранить здоровье своего чада, не учитывая получаемые нагрузки в школе, может даже возникнуть так называемый «писчий» спазм, в результате которого уставшие натруженные руки малыша просто отказываются выполнять какую-либо работу. В таком случае ребенок не сможет написать ни слова, как бы он не старался и какие бы усилия не прикладывал. В ситуациях меньшей сложности у ребенка может нарушиться точная координация мышц, участвующих в письме, и почерк станет неаккуратным и непонятным, как «курица лапой».
Поможет избежать таких осложнений и сохранить здоровье ребенка дома и в школе специальная гимнастика:
• расслабление. Спина выпрямлена, опирается о спинку стула, руки свисают вдоль тела. Следует тихонько шевелить руками и пальцами;
• поднять руки медленно и плавно вверх через стороны, затем расслабить их и «бросить» вниз. Выполнить такое упражнение 5-6 раз:
• согнуть обе руки в локтевом и плечевом суставах, положить пальцы себе на плечи. Совершать ритмичные вращательные движения одновременно обеими руками, сначала в одну, затем в другую сторону. Выполнить 10-15 вращений в обе стороны.
• Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Выполняется спокойно и медленно 10-12 раз;
• вращение, сгибание и разгибание лучезапястных суставов;
• энергичное разжимание и сжимание кистей рук, локти при этом находятся на столе;
• «поприветствовать» каждый пальчик: для этого постучать подушечками друг о дружку пальчики на обеих ручках;
• закончить такую гимнастику следует снова расслаблением.
Такая гимнастика не займет много времени, будет интересна малышу, ее можно проводить как в школе, так и дома.
Школа не должна быть для ребенка нежеланным местом пребывания. Задача учителей и родителей - заинтересовать ребенка обучением в школе, сделать его приятным и понятным, правильно организовать деятельность детей и отдых на переменах. Учителя и родители должны тесно сотрудничать, чтобы вести одинаковую школьную политику и предъявлять единые требования к обучению ребенка.
Приятного Вам аппетита!