Раздел: Рецепты здоровья и красоты
Половое воспитание дошкольника
Будет ли человек счастлив в любви, в семейной жизни, во многом зависит от того, как он воспитан, от его обшей культуры, от культуры эмоций, от того, наконец, какие у него представления о взаимоотношениях мужчины и женщины.Когда и как начинается половое воспитание? На что должны ориентироваться родители, решая эту весьма и весьма деликатную проблему?
Процитируем несколько строк из научного труда советских авторов Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой: «Поскольку сексуальное развитие человека начинается очень рано и даже до года ребенок не является сексуально нейтральным существом, то, естественно, половое воспитание необходимо начинать с раннего возраста».
Действительно, начинать воспитывать слишком поздно — это значит уже перевоспитывать, а такая задача всегда труднее
Каждому возрасту присущи свои особенности, требующие своего подхода. Но всегда решающей остается обстановка в семье. Первую модель взаимоотношений между полами ребенок на примере родителей. Если между ними нет согласия, если один из супругов допускает по отношению к другому грубость, пренебрежение, ребенок может воспринять это как норму, которой он и станет следовать в будущем. Глубоко прав А. С. Макаренко, писавший, что, если сын, подражая отцу, в детстве не научился любить и уважать свою мать, он никогда не сможет стать хорошим мужем и отцом.
Свою половую принадлежность ребенок осмысливает очень рано, уже примерно к трем годам. Известную роль в этом играет постоянное сравнение себя со сверстниками.
Ребенок делает открытие, что если руки, ноги, глаза, нос есть у всех, то что-то есть только у мальчиков, а что-то—только у девочек. Интерес ребенка 2—4 лет к своим половым органам в принципе естествен, он продиктован интересом к своему телу вообще, а отнюдь не испорченностью, как иногда думают несведущие воспитатели и родители. И тем не менее с излишней фиксацией внимания ребенка надо бороться. Не оставляйте его надолго без надзора в туалете, не разрешайте ему слишком засиживаться на горшке.
Дети любят играть в «папы-мамы», «дочки-матери». Это извечные детские игры, в которых четко распре¬делены роли и каждая выполняется в соответствии с усвоенным ребенком представлением о нормах мужского и женского поведения. Ничего плохого в них нет, так же, конечно, как и в играх в «больницу», в «магазин».
Однако не оставляйте без внимания играющих малышей, особенно если с ними оказались старшие и более осведомленные ребята, которые могут внести в сценарий игры сексуальный элемент.
Коль скоро ребенок уже осознал свою половую принадлежность, Надо воспользоваться этим, чтобы воспитывать у него и соответствующее поведение: «Ты мальчик, ты сильнее, помоги девочке»-. «Ты мальчик, ты должен защищать слабых» или: «Ты девочка, ты должна быть всегда аккуратной подтяни колготки», «Одерни платьице».
После осознания того факта, что не все люди одинаковы, наступает пора рискованных вопросов. И здесь МНОГУЮ родители встают в тупик, не зная, как выйти из положения.
Датских вопросов страшиться не МЩДР Интерес к подобным проблемам у ребенка, как правило, еще не имеет сексуальной окраски, а бывает лишь проявлением общей любознательности. И от такта взрослых зависит, будут ли полученные сведения восприняты как нечто естественное или приобретут окраску чего-то стыдного, запретного, а значит, и по-особому влекущего.
Откуда я взялся? Этот вопрос, вполне естественный для маленького человека, познающего окружающий мир и свое место в нем, нередко вгоняет в краску родителей. Почему, собственно говоря? Вдумавшись, мы поймем —только потому, что мысленный ответ на них для взрослого окрашен его половым опытом и ассоциациями, которых вовсе не имеет ребенок. И взрослый растерянно и испуганно отбивается от разговора первым попавшимся объяснением: «Купили в магазине», «Нашли» и даже пресловутым «Аист в корзинке принес»...
Можете быть уверенными, что смущение взрослого ребенок заметит, и уже одно это зародит в нем смутную Догадку, что дело, видимо, не так просто; ложная версия тоже будет разоблачена довольно быстро—помогут сверстники или старшие дети. И к родителям за разъяснениями он, может быть, уже никогда не обратится. А это большая потеря.
Подчеркну снова, что половое воспитание не есть нечто изолированное, не зависящее от воспитания вообще. И для его успеха необходимы те же условия, которые делают успешной всю домашнюю педагогику: полное доверие между детьми и родителями, мягкая, спокойная, доброжелательная атмосфера.
Ребенок должен знать, что даже если он совершит неправильный поступок или скажет что-нибудь не так, его не перестанут любить, на него не обрушатся с бранью, не будут его дразнить. Тогда ему легче дается полная откровенность.
Каким бы рискованным ни был вопрос, реагировать надо на него спокойно, чтобы у ребенка не создалось (а если оно уже есть, то разрушилось) представление о том, что он коснулся какой-то запретной области.
Конкретную схему ответа дать трудно—все зависит от обстановки, в которой задавался вопрос, от того, как он сформулирован, даже от выражения лица малыша; ведь всегда можно увидеть, Действительно ли ребенок ничего не знает или что-то знает и хочет вас испытать.
Во всех случаях информация должна быть правдивой—конечно, ребенку преподносится, та часть правды и в такой форме, какая может быть ему доступна.
Немецкие исследователи, участвовавшие в разработке программы полового воспитания детей в ГДР, считают обязательными три принципа информации дошкольников: правдивость, ясность, соответствие возрасту. На вопрос «Как дети выходят из маминого живота?» они рекомендуют ответить —через отверстие в тазу, которое может растягиваться, когда через него проходит ребенок, а потом снова сужаться. Причем в этих рекомендациях не исключается даже употребление некоторых анатомических терминов.
Можно, конечно, обойтись и без них; можно несколько изменить ответ: «Выйти наружу ребенку помогает врач, поэтому, когда он должен родиться, маму обязательно отвозят в больницу». Такое объяснение вполне удовлетворит ребенка, тем более если он знает, что его мама или какая-нибудь знакомая действительно перед появлением маленького ребенка уезжала из дома.
Мы уже говорили о том, что как правило, вопросы детей лишены сексуальной окраски. Но это не значит, что ребенок ничего не понимает и его не надо ограждать от преждевременных знаний и впечатлений. Само собой разумеется, что ребенок не должен быть свидетелем интимной жизни родителей, при нем не следует вести разговоры неподходящего содержания, допускать какие-либо вольности.
У ребенка должна быть своя постель нельзя класть его вместе с родителями; не надо слишком заласкивать детей, целовать, особенно в области эрогенных зон (губы, ягодицы, молочные железы). Специалисты полагают, что не только неправильное питание (избыток мяса, острых и пряных блюд, шоколада, тонизирующих напитков), но даже и просто перекармливание, ведущее к тучности, может способствовать развитию ранней сексуальности. Хотя это, конечно, не решающий фактор, а лишь одна из возможных причин, ее надо иметь в виду.
Детские врачи постоянно напоминают, что перед сном детям не надо читать «страшные»» сказки, разрешать им смотреть возбуждающие телепередачи, играть в бурные, шумные игры. Это нежелательно, помимо прочего, еще и потому, что, пытаясь успокоиться и уснуть, возбужденный ребенок начинает сосать палец, трогает половые органы. Ощущение, испытанное при случайном прикосновении, может показаться приятным, его захочется повторить еще и еще.
О детском онанизме следует сказать особо. Он возникает, конечно, не как попытка удовлетворить половую потребность, а по иным причинам. И свидетельствует прежде всего о неустойчивости нервной системы. Нередко склонность к онанизму возникает у детей, перенесших родовую травму. Провоцирующую роль играет и зуд в области половых органов, вызванный острицами, аллергическим дерматитом или даже попросту плохим гигиеническим уходом.
Лишь постепенно онанизм из непроизвольной реакции превращается в осознанную попытку получить какие - то приятные ощущения. И тогда уже он приобретает опасность, ибо пробуждает раннее половое влечение.
Обнаружив, что ребенок занимается онанизмом, не надо приходить в ужас и, главное, громогласно порицать его, придумывать ему различные наказания, рисовать устрашающие картины будущего.
Прежде всего желательно выяснить первопричину возникшей привычки и постараться ее устранить. Очень важен правильный уход; регулярное подмывание, применение средств против опрелостей и зуда. Не допускайте, чтобы ребенок ходил днем или спал ночью в тесных трусиках, проснувшись, долго лежал в постели. Если заметили, что он уединяется, постарайтесь переключить его внимание, занять каким-нибудь интересным делом. В игровой или какой-то иной форме, но, во всяком случае, не акцентируя причин, предлагайте ребенку спать, положив руки поверх одеяла.
Эти педагогические меры нередко приходится сочетать с лекарственной терапией, направленной на укрепление нервной системы. Лекарства, разумеется, подбирает врач.
Сексуальное здоровье—одна из важных граней гармоничного развития личности, И заботиться о нем надо с самого раннего детства.
Приятного Вам аппетита!